В отношении Украинского медиа-холдинга (UMH) (обновленно)

В вопросе поддержки пророссийских сил и настроений на Украине глобальную роль играет информационное пространство. Опыт Крыма наглядно продемонстрировал, как сильно влияет на настроения населения фактор присутствия российских телеканалов и симпатий к России местных СМИ, конвертируя влияние которых в политические позиции, можно добиться массовой поддержки. Успех восстания в Донецкой и Луганской областях также во многом обязан не только традиционным для этих регионам пророссийским настроениям, но и влиянию местных СМИ, значительная часть которых заняла протестную по отношению к Майдану и Киеву позицию весной этого года. 
В свою очередь, одной из существенных причин провала протестов в других областях Юго-Востока, а также причиной роста антироссийских настроений стала оперативная реакция киевского режима именно на проблему неуправляемости масс-медиа. Контролем информационного пространства, под руководством западных «консультантов» занялись СБУ, СНБО, национальный совет по радио и телевещанию, а также несколько неформальных частных пиар-центров и местные органы власти. 
Однако присутствие адекватных российским интересам СМИ в информационном поле Украины, не смотря на все усилия киевского режима, все же представляется возможным. Методами решения данной задачи могли бы стать: 1) создание новых СМИ и их активная раскрутка. 2) переориентирование СМИ уже имеющих стабильно высокие показатели по посещаемости в украинском сегменте интернета и авторитет среди читателей. 3) Сочетание первого и второго, и раскрутка новых СМИ при активном участии уже существующих. 
К числу СМИ имеющих стабильно высокие показатели по посещаемости в украинском сегменте интернета и авторитет среди читателей, являются масс-медиа входящие в «Украинский медиа-холдинг» (UMX).  
«Украинский медиа-холдинг» (UMH), принадлежащий группе Сергея Курченко имеет весьма мощные показатели среди печатных и интернет-изданий. Согласно данным последнего исследования MMI Украина (выборка 10 000 респондентов в возрасте 12-65 лет, проживающие в городах населением от 50 000 и выше, ген. совокупность 15,928 млн): «Украинский Медиа Холдинг» – явный лидер на рынке по количеству как общей читательской аудитории, так и читательской аудитории с уровнем дохода выше среднего. За неделю издания УМХ покрывают треть высокообеспеченного населения Украины. За месяц издания УМХ попадают в руки каждому второму высокообеспеченному жителю Украины. Читательская аудитория изданий УМХ составляет более 7 млн., что на 1,5 млн. выше, чем у ближайшего конкурента и составляет 29,5% украинского рынка чтения». 
UMH является лидером и в сфере радио. В состав холдинга входит 8 популярных радиостанций. 
По данным самого холдинга, указанным на его сайте:  
«Сейчас группа является игроком №1 в Украине по аудитории и рекламным доходам. На сегодняшний день ресурсы UMH порядка 50% украинской интернет-аудитории, а доля группы на рынке интернет-рекламы – 29%. По охвату аудитории UMH входит в ТОП-5 компаний, оперирующих на украинском рынке. 
В управлении группы UMH находится 5 сетевых («Авторадио», «Ретро FM», «Наше радио», «Europa Plus», «Радио Алла») и 3 локальные («NRJ», «Динамо» и «Джем FM») радиостанции. За 10 лет, прошедших с запуска первого проекта, UMH стал лидером рынка, с недельной аудиторией 5,5 млн. человек, долей слушания 31,9% и долей проданной рекламы – до 35%
В группу UMH входит телеканал «Меню-ТВ» — первый в Украине познавательно-развлекательный кулинарный канал. Он ориентирован на работающих женщин, молодых мам и домохозяек, и по этой аудитории имеет самый высокий affinity index среди всех украинских телеканалов.
UMH - лидер украинского рынка прессы на протяжении последнего десятилетия. Первый проект вышел в свет в 1994 году, и с этого времени UMH активно наращивает свою рыночную долю и развивает портфель брендов. Сегодня UMH представлен в 9 сегментах, и в половине из них занимает лидирующие позиции по охвату аудитории и рекламным доходам: деловые, общественно-информационные, celebrity & TV guide, спортивные. 
Розничная сеть «Твоя пресса» входит в состав UMH с 2006 года, и в настоящее время является самой крупной национальной сетью по продаже прессы и FMCG товаров в Украине. Cеть насчитывает более 510 торговых точек в Киеве, Харькове, Донецке, Одессе, Днепропетровске, Львове, Луганске, Симферополе и Николаеве. «Твоя пресса» занимает около 6 % рынка периодической прессы».
Как известно, Сергей Курченко и неофициальные бенефициары его бизнеса пребывают на территории России. В странах Запада и на Украине их ожидает арест. Однако редакционную политику СМИ, входящих в холдинг, сложно назвать не только пророссийской, но даже критичной по отношению к киевской власти. 
Медиа входящие в УМХ в отличие от большинства украинских СМИ нельзя обвинить в прямой антироссийской кампании. Они сохраняют внешнюю видимость объективности, ссылаясь на официальные украинские инстанции и другие источники информации, даже публикуя иногда новости со ссылкой на ДНР или ЛНР. Однако фактически общая коннотация сохраняет негатив к восставшему Донбассу и России. Например, украинский новостной ряд за 28 июня на флагмане УМХ, сайте «Корреспондент», демонстрирует следующее соотношении: новости с антироссийскими, проевропейскими и «антисепаратистскими»  коннотациями составляют 24, а число новостей с объективной подачей информации в отношении России и ситуации на Востоке Украины, составляют 7. Негативными характеристиками наполнен и обзор «Кто есть кто в ополчении Донбасса» опубликованный на этом же сайте и за день до этого, 27 июня, вышедшей в печатном журнале «Корреспондент». Аналогичная картина и в другие дни. 
Антироссийские заявления и подачи «Корреспондент» ретранслирует в несоразмерном объеме с противоположными. Например, 16 июля: «На Донбассе из Градов обстреляли украинских силовиков, есть потери – Тымчук» в которой говорится: "На протяжении ночи продолжался обстрел позиций сил антитеррористической операции (АТО) близ Мариновки. Обстрел производился сначала из РСЗО Град, затем – из минометов и 122-мм самоходных гаубиц 2С1 Гвоздика. Огонь велся со стороны госграницы с Россией. Силы АТО вели ответный огонь. Данные по потерям уточняются",  пишет сайт со ссылкой Тимчука, не приводя альтернативной позиции. 
В материале от 16.07.14 посвященном «лётчице» Савченко подача материала носит односторонний характер, без отражения российской позиции (http://korrespondent.net/ukraine/politics/3392969-letchytse-savchenko-predostavyly-materyaly-dela-na-ukraynskom-yazyke). Материал «Госпогранслужба Украины заявляет о двух обстрелах постов со стороны России» (http://korrespondent.net/ukraine/3392767-hospohransluzhba-ukrayny-zaiavliaet-o-dvukh-obstrelakh-postov-so-storony-rossyy). Корреспондент пишет: «Детей удерживают в детских домах, угрожая их руководителям и шантажируя вывозом в Россию» ссылаясь при этом на Ирину Геращенко и не давая альтернативной точки зрения (http://korrespondent.net/ukraine/politics/3392944-v-donetskoi-oblasty-syloi-uderzhyvauit-600-detei-syrot-heraschenko). Сайт пишет «Министерство иностранных дел Украины считает провокацией инициативу РФ пригласить наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) на свои пункты пропуска Донецк и Гуково. Об этом заявил заместитель директора департамента информационной политики МИД Василий Зварыч», вновь не приводя альтернативной позиции. Нет альтернативной позиции в материале «В Донецкой области сепаратисты обстреливают позиции Нацгвардии, есть раненые» (http://korrespondent.net/ukraine/3393078-v-donetskoi-oblasty-separatysty-obstrelyvauit-pozytsyy-natshvardyy-est-ranenye), объективность которого заключается, вероятно, в однократном использовании термина «ополченцы» (закавыченного) наряду с лишенным кавычек термином террористы применительно к  ополченцам ДНР. В рамках партнерства с DW «Корреспондент» публикует материал «Реституция в Украине: новая "страшилка" российской пропаганды?» (http://korrespondent.net/ukraine/politics/3392814-restytutsyia-v-ukrayne-novaia-strashylka-rossyiskoi-propahandy), направленный на дискредитацию российских СМИ и власти. Материал наполнен соответствующими тезисами и заканчивается выводом: «…Распространяемую российскими СМИ информацию о неизбежной реституции на Украине собеседник расценивает как пропаганду, которая должна изменить мнение украинцев, выступающих за сближение их страны с ЕС, а также жителей Донбасса. "Попытки дискредитации европейских перспектив Украины предпринимаются не от хорошей жизни. Пугающие обывателей истории с "Правым сектором" исчерпывают свой потенциал, и Москве необходимы новые страшилки для обработки общественного сознания русскоязычных граждан", - уверен Александр Палий».
Материал «Фронтовые сводки с Юго-Востока за 15 июля» выглядит следующим образом: 
Антитеррористическая операция на Юго-Востоке Украины. Главные события за вторник, 15 июля.
Ночной обстрел
За ночь сепаратисты произвели шесть обстрелов позиций сил АТО в разных районах Донбасса, сообщает руководитель группы Информационное сопротивление Дмитрий Тымчук на своей странице в Facebook.
Траур в Луганске
Луганский городской голова Сергей Кравченко объявил 15, 16 и 17 июля днями траура в Луганске, сообщает пресс-служба городского совета во вторник, 15 июля.
"Последние дни стали черными страницами в жизни нашего города. Горе и скорбь пришли в наш общий дом Луганск. В результате вооруженных столкновений мы теряем самое дорогое, что у нас есть – жизни ни в чем не повинных луганчан, которые во время обстрелов находились не на линии фронта, а в жилых массивах. Только за последние три дня погибло 17 мирных жителей, 73 человека получили осколочные и огнестрельные ранения", - заявил он.
Всего за сутки в Луганске из-за обстрелов погибло восемь мирных жителей, среди них один ребенок.
Удар по Снежному
Около 06:20 утра по городу Снежное Донецкой области был нанесен авиаудар.
 Авиаудар по городу Снежное был нанесен неизвестным самолетом с целью дискредитации украинских военных, сообщил спикер Информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко.
Позже стало известно, что в результате авиаудара, который привел к обрушению конструкции жилого дома в Снежном, погибли одиннадцать человек, а еще восемь получили травмы. Среди пострадавших есть один ребенок, сообщила пресс-служба Донецкой ОГА со ссылкой на департамент здравоохранения.
Обстрел Амвросиевки
Двое военнослужащих погибли во время обстрела сепаратистами из установок Град позиций украинских силовиков возле Амвросиевки Донецкой области. Об этом сообщил спикер АТО Владислав Селезнев.
Не летают самолеты
Силы антитеррористической операции не будут использовать авиацию в связи с расследованием падения самолета Ан-26, сообщается на странице пресс-центра АТО в Facebook.
В то же время, в СБУ заявили о наличии доказательств причастности российской стороны к обстрелу и падению самолета.
Позже стало известно, что украинские силовики смогли найти и эвакуировать четверых человек со сбитого самолета, двое находятся в плену, а судьба еще двух неизвестна. Об этом во вторник, 15 июля, сообщил официальный спикер АТО Владислав Селезнев…» и т.д. 
То есть, исходя из текста посвященного главной информационной теме, следует следующее: позиции новороссийских ополченцев не существует вовсе, даже просто как альтернативной. Все агрессивные действия на Донбассе исходят от неизвестных сил, сепаратистов или России. 
Подобных примеров можно привезти большое количество. В тоже время на сайте имеет место и отображение позиции российских структур, а иногда даже ДНР или ЛНР. Но их количество ориентировочно в 3-4 раза ниже материалов, отражающие пропагандистскую позицию киевских структур. Внешне «Корреспондент» почти «объективен», но объективность его выражена лишь в подаче ссылки на источник пропагандистского тезиса.   
[bookmark: _GoBack]Блоги – условно считаются полем свободы самовыражения мнения блогеров. Среди блогеров «Корреспондента» царит плюрализм – от критической позиции к Киеву до откровенно антироссийской позиции (пророссийской позиции среди блогеров, чьи публикации выделены не наблюдается). Однако не так уж распространена на сайтах практика включения публикаций в блогах в новостную ленту сайта, еще и в выделенном формате. В таких случаях обычно в ленту, тем более с выделением, попадают не все публикации блогеров, а выбранные приоритетными редакцией. Выбор редакции, в отдельных случаях, удивляет: например, 11 июля «Корреспондент» публикует не только не блокирует, но и, по сути, привлекает пользователей к блогерскому материалу, содержащему прямые признаки разжигания межнациональной розни. Материал некого блогера Виктора Никитенко «Комментарии читателей о Путине»: 
«моя покойная бабуся лет 30 назад называла русских собаками, а я не мог понять чего это так она называет великий народ, а теперь вижу, когда то они точно так же уничтожали народ Украины за свою поганую идею. сейчас все то же самое, только провозгласили объединение всех русских народов. время поменялось, а все так же пытаются жить за чей то счет, постоянно ищут врагов в тех кто хочет жить по другому», «антиамериканская истерия в путлеровских СМИ - продукт исключительно для внутреннего потребления, для более лучшего сплочения биомассы вокруг обколотого ботоксом воровского фюреришки» и т.п. Конечно, удивить подобными комментариями сегодня в украинском интернете никого нельзя. Но не каждый сайт позволяет публиковать публикации с подобным обильным цитированием и без какой-либо их критики, даже если речь идет о блогах. 
В контенте “Корреспондента” встречаются и материалы действительно объективного характера. Например, материал «Акция протеста матерей призывников переросла в потасовку» (http://korrespondent.net/ukraine/politics/3393055-aktsyia-protesta-materei-pryzyvnykov-pererosla-v-potasovku)  от 16 июля. Однако такие материалы составляют меньшинство. Но даже если бы они составляли большую часть контента, сайт можно было бы отнести к категории нейтральных. В тоже время вполне есть возможность подачи материалов, при сохранении формы объективности, с более соответствующим российским интересам, содержанием. На сегодня же сайт, исходя из анализа заголовков и тестов, является умеренным ретранслятором антироссийских месседжей.   
На сайте Forbes.ua ситуация еще более однозначная по отношению к России и Новороссии. В разделе «Крмы» сложно найти материалы с каким-либо позивным содержанием в характеристике крымских процессов. В тоже время сообщения подобного плана: «МИД: Россия принесла в Крым  цензуру, запугивание и ксенофобию» найти можно. В разделе «Сепаратизм» сложно найти материалы отражающие позиции ополченцев, но при этом не мало материалов подобного плана: «По Луганщине проехалась колонна российской бронетехники» (http://forbes.ua/news/1374893-po-luganshchine-proehalas-kolonna-rossijskoj-bronetehniki) акцентирующего внимания на «российской агрессии». 
Аналогичная ситуация в разделе «Россия»: Материалы с содержанием вроде «Экономика Казахстана замедлилась вслед за Россией», «У СБУ есть доказательства, что Ан-26 сбила Россия» (http://forbes.ua/news/1375006-u-sbu-est-dokazatelstva-chto-an-26-sbila-rossiya), Минобороны: Ан-26 сбили с территории РФ (http://forbes.ua/news/1374960-minoborony-an-26-sbili-s-territorii-rf), СНБО: РФ взяла курс на эскалацию конфликта в Донбассе (http://forbes.ua/news/1374935-snbo-rf-vzyala-kurs-na-eskalaciyu-konflikta-v-donbasse), МИД: военные Украины не обстреливали территорию РФ (http://forbes.ua/news/1374918-mid-voennye-ukrainy-ne-obstrelivali-territoriyu-rf) и т.д. 
Аналогичную редакционную политику «односторонней объективности» проводит и сайт «Bigmir.net». Например, 16 июля он сообщает: 
«Глава Кабинета министров Арсений Яценюк  считает, что Украине огласили реальную войну. Однако об этой войне не напишут в учебниках.
Об этом Яценюк заявил на правительственном заседании.
«У Путина четкая задача - уничтожить Украину, восстановить свое влияние на постсоветском пространстве. События, которые сейчас происходят в Украине, Россия готовила еще с 2004 года», - заявил Яценюк.
«Однако им не удалось реализовать свой план. Они просчитались - в Донецке, Луганске, Одессе, Харькове, Николаеве, Херсоне аплодисментов российский триколор не было. Но это не означает, что Кремль остановился. Сегодня их план по политической дестабилизации с насаждения сепаратистской идеологии сменился на социальную и экономическую дестабилизацию. И те, кто подстрекал людей на участие в митингах за «Новороссию», теперь начинают рассказывать о пенсии, зарплате, о социалке, экономических неурядицах. Это те же лица - агентура ФСБ, которая была сюда сослана десятки лет назад», - подчеркнул премьер-министр Украины».
Найти аналогичные развернутые и оценочные цитаты должностных лиц РФ или общественных лидеров, но с противоположным содержанием на сайте нельзя.  
Но основе анализа контента сайтов УМХ можно прийти к выводу, что собственники, устанавливая критерии редакционной политики готовили себе почву для оправданий как в Москве, так и в Киеве, в случае возникновения претензий к ним. Чтобы де-факто принимая умеренное участие в антироссийской кампании, удовлетворяя тем самым запрос Киева,  можно было и в Москве сослаться на сложность украинской ситуации  и официальность заголовков.  
Вероятными причинами этого являются:
1) Стремление  собственников не усугублять свои проблемы с властями Украины.
2) Надежда собственников на решение со временем своих проблем на Украине и, соответственно, сохранение своего бизнеса. 
Вероятно, вопрос связанный с УМХ не входит в список вопросов, обсуждаемых с российской стороной при принятии решения о содействии данным лицам, так как российская сторона могла быть не осведомлена о значении данного актива и его возможном применении. Или удовлетворилась поверхностными объяснениями и заверениями собственников. 
Кроме того, собственниками может быть выдвинут следующий аргумент в оправдание ситуации с УМХ: если СМИ, входящие в холдинг, займут пророссийскую позицию, то это приведет к их закрытию, блокировке, давлению на редакцию и другим подобным последствиям.
На самом деле, подобные оправдания, в случае их выдвижения, не состоятельны. Заблокировать сайты входящие в УМХ абсолютно не равноценно блокировке малозначительных или новых ресурсов. Кроме того, их формат (например, Forbes) и не предполагает превращения их в медиа-площадку российского МИДа или ДНР. Но за счет регулирования коннотаций и информационных поводов, их контент мог бы быть переориентирован на умеренное продвижение российских интересов. Тем самым пробить серьезную брешь в антироссийском наполнении информпространства киевским режимом. Кроме того, эти сайты, вместе с рекламной системой УМХ, являются идеальной платформой для раскрутки и других, новых ресурсов, более однозначно и прямолинейно ориентированных на российские интересы. Проблема с попытками блокировки решается техническими средствами. Проблема с давлением на редакцию также легко решается ее фактическим переносом (не официальным) за пределы подконтрольной киевскому режиму территории. А факты давления на нее являются поводом для скандала связанного  с нарушением норм свободы слова. Для нормального функционирования достаточно на украинской территории сохранения лишь части редакции и сети корреспондентов. Решение проблемы с финансированием также значительно облегченно тем обстоятельством, что УМХ – не дотационный, а прибыльный холдинг. 
А вот проблема со скрытым саботажем собственников, решается гораздо сложнее, даже при декларации ими готовности к сотрудничеству. Однако ее решением могло бы стать формальная продажа контрольного пакета холдинга российским структурам. Чтобы не давать в перспективе киевскому режиму такого аргумента для давления на эти СМИ, как их принадлежность российским собственникам, новым владельцем контрольного пакета, например, могла бы выступить офшорная или иная зарубежная кампания, зарегистрированная в стране, в которой закрыт доступ к данным о бенефициарах и которая лояльна к России. Это гарантировало бы права собственников и в случае принятие на Украине решение (судом или законодательно) о конфискации активов окружения Януковича. После этого в состав редакции могли бы быть введены ориентированные на Россию модераторы редакционной политики, набранные из числа украинских специалистов в сфере медиа (проблем с подбором последних не наблюдается).    
УМХ является хорошей основой для информационного пророссийского прорыва в украинском медиа-пространстве. Его медиа-ресурсы не в состоянии выполнить всего объема необходимых для доминирования в информационном поле задач, но существенно повлиять на ситуацию в интернет и радио сегментах вполне могут.  
В случае, если данная задача будет сочтена актуальной, возможно проведение детального планирования.  



e —T—

e e S Dart K A

R e, s SR ot PR S

L
e e S e o
e o i o e 3 ot O 120
i % st s e 3) Cotnae SR . Wohos 0
i L (M, et e G s
s WU i (e 1) 8 s

s crans S e P e

s o 5 o B B S s o 8
s e e s 7% sy
i T3 e
e manga 3010 . SO A o . 4
ok i 5 o i i o 5% 4




